A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Дополнительное образование Республики Карелия
Информационно-методический портал

 Morozov 0

С 10 по 12 июня прошёл слёт «Юный корреспондент». Профессиональные журналисты учили основам профессии журналистов начинающих — школьников из Петрозаводска и районов республики. Учили в надежде, что теперь не только взрослые, но и дети будут писать на наш портал о том, что происходит в дополнительном образовании Карелии. Своеобразным экзаменом для юных журналистов стала встреча с министром образования Республики Карелия Александром Николаевичем Морозовым.

Ребята подготовились к интервью. А вот у министра времени на раздумья не было. Получился этакий блиц-опрос. Беседа получилась долгой, серьёзной, обстоятельной и весьма откровенной. Думаем, похвастаться таким большим интервью с министром образования Карелии смогут немногие профессиональные СМИ. Спасибо, Александр Николаевич.

 

Аня, Муезерский район. Не трудна ли для вас эта работа?

А.М. Трудна.

Арина, Кондопожский район. Какие иностранные языки вы знаете?

А.М. Английский со словарём. Это был мой самый нелюбимый предмет. Единственная тройка в аттестате — по английскому.

Ира, Прионежский район. Когда вы последний раз сидели у костра?

А.М. У костра последний раз я сидел две недели назад.

Вилора, Пряжинский район. Что нового вы узнали во время своей работы?

А.М. В моей работе каждый день всё новое, потому что она такая — «обо всём», что называется. Я 15 лет работаю в Министерстве, поэтому сильно нового ничего узнавать не приходится. А вот ответственность в разы усилилась.

Арина, Лоухский район. Прогуливали вы уроки в школе?

А.М. Да. И не только в школе! Особенно, когда учился в Университете, а напротив Университета открыли десерт-холл. Чашка горячего шоколада стоила 86 копеек. Исторический факультет был весь там.

Аннели, Петрозаводск. Общаетесь ли вы со своими друзьями детства, одноклассниками?

А.М. Да, у нас достаточно такая «могучая кучка» из одноклассников, которая сохранила дружбу на всю жизнь. У нас был очень интересный класс, мы с 7 класса каждый год ездили в археологические экспедиции в лагерь «Искатель». Вот там как раз были и костры, и палатки, и раскопы и вообще много чего интересного.

Тоня, Петрозаводск. Вы когда-нибудь видели Путина?

А.М. Я видел Владимира Владимировича Путина ровно год назад, когда он приезжал в Петрозаводск с официальным визитом. Но, скажем так, не близко.

Morozov1

Арина, Кондопожский район. Какие нововведения можно ожидать в ЕГЭ?

А.М. Думаю, что кардинальных нововведений не будет. Продолжится уход от вопросов блока «А». Так же, как и все 15 лет, будут уточнятся вопросы. Система ЕГЭ останется, она даёт независимость и объективность оценки. Хочу сказать, что страхи вокруг ЕГЭ преувеличенные. По моим ощущениям больше боятся родители, чем сами школьники.
Любимый вопрос противников ЕГЭ — пример из «как бы ЕГЭ по литературе»: глаза какого животного увидел Андрей Болконский на Аустерлицком поле? Лошади, суслика или мыши. На самом деле, такого вопроса в ЕГЭ по литературе не было никогда. В принципе, ЕГЭ, по сравнению с традиционной формой экзамена, более приемлем. Так как исключается субъективный взгляд, в том числе, учителя.
Потому что в устном экзамене (я историк по образованию), если уж ты меня доставал 7 лет, неужели ты думаешь, что при самом отличном ответе я тебе больше тройки поставлю?

Ольга, Прионежский район. Вы когда-нибудь хотели сменить свою профессию?

А.М. Я уже сменил свою профессию. Дело в том, что после школы я поступил на строительный факультет, доучился до третьего курса, сдал зимнюю сессию и ушёл из университета. Прослужил два года в армии и поступил на исторический. С третьего курса работал учителем на полную ставку. С тех пор я в профессии. Первую свою официальную зарплату я получил в 16 лет, будучи вожатым в лагере.

С тех пор — в городском коммунарском движении, городской пионерский, комсомольский штаб, клуб «Товарищ». То, что в 70-80-е годы здесь было. Это и обусловило выбор моей профессии, потому что то, чем мы занимались в достаточно молодом возрасте — это была настоящая педагогика.

Но три года на ПГСе мне сейчас не мешают, потому что, когда приходишь на стройку проверять и с каким-нибудь прорабом общаешься (а ты ещё помнишь размеры кирпича и сколько должна по времени сохнуть стяжка), это вызывает уважение. Лапшу на уши вешать уже нельзя. А мы последнее время достаточно много строим. В том числе, детские сады. В этом году, если всё будет хорошо, начнём строить в Ледмозере новую школу взамен аварийной. До 2025 года будем участвовать в федеральной программе строительства новых школ, в том числе, в Петрозаводске.
Здесь есть потребность, по крайней мере, в двух новых школах на 1000 мест.

Вилора, Пряжинский район. Есть ли у вас любимое занятие или хобби?

А.М. Я книжки люблю читать. И на машине ездить. Когда хочется отдохнуть, я сажусь в машину, в сторону Олонца еду. Прихожу в себя, отдыхаю и возвращаюсь. Люблю ездить. По России мы с семьёй много где проехали. В Финляндии много где были. У нас хорошая «учительская» машина, 7-местная.

Ангелина, Сортавала. Какая у вас любимая книга?

А.М. Я бы всем советовал прочитать Айзека Азимова. Замечательный американский фантаст, в то же время, большой учёный, химик. Есть у него цикл романов «Основание». Это номинально про роботов, но в то же время (это я уже как историк скажу) прослеживаются все социально-экономические формации, которые только существуют. Очень хорошая книга, мудрая, много над чем заставляет подумать. А в последнее время мне из фантастов нравится Сергей Лукьяненко. Занимательные, приключенческие, но, в то же время, есть над чем подумать. Я не буду вам говорить, что спать ложусь с томиком Достоевского. Школьное изучение Достоевского напрочь отбило интерес к этому наверное великому писателю. Так я себя и не преодолел. И не рискую после изучения «Преступления и наказания» читать Достоевского.

Марина, Медвежьегорский район. С какими знаменитыми личностями вы встречались?

А.М. Я достаточно близко видел несколько раз Жириновского. Я вам скажу, что когда ещё в Министерстве был Отдел молодёжной политики, в Госдуме была такая замечательная идея — создать молодёжный Парламент, вот тогда я присутствовал несколько раз на заседаниях. Скажу вам: Владимир Вольфович в жизни — совсем другой человек, чем он на экране. Но стоит зажечься красной лампочке на телекамере, сразу начинается «адназначнаа»! Такой вот рефлекс политика.
Наверное, слышали такую фамилию Ястржембский, один из известных российских политиков, был в своё время послом в Эстонии. Мы с ним достаточно тесно были знакомы.
Президенты, звёзды...К сожалению, не пришлось.

Семён, Муезерский район. Кем вы хотели стать в детстве?

А.М. Если совсем в детстве, то, как тогда было модно, космонавтом. Водителем очень хотел стать. Достаточно рано я увлёкся историей, лет в 12 было. В 14 лет я попал в отряд вожатых «Трубач» во Дворце пионеров. Меня затянуло в коммунарское движение. Этим и занимался всю свою жизнь. Чего и вам желаю. Потому что я всем молодым учителям говорю одну вещь: самая кайфовая работа — это работа учителя. Потому что ты закрываешь дверь в класс и в это время ты делаешь то, что сам считаешь нужным делать. И в этот момент над тобой нет никаких начальников. Величайшая свобода, но в то же время — величайшая ответственность. В моей работе есть три человека, встречая которых в городе, мне не по себе. Потому что нам не удалось сделать с этими парнями несколько педагогических вещей. И вина за их дальнейшую жизнь в сердце скребёт.

Катя, Беломорск. Вы когда-нибудь занимались журналистикой?

А.М. Профессионально нет.

Занимаетесь ли вы спортом?

А.М. Занимался. Теперь это называется греко-римская борьба, раньше это называлась классическая борьба. Я занимался в «Воднике» в речном училище много лет. Наш тренер, Михаил Голубев, перед началом каждой тренировки учил нас: вы получаете в руки серьёзное оружие и вы должны понимать, когда его надо применять. Занятия спортом научили, что кулаками не надо махать просто так. А вот когда ты действительно умеешь и знаешь что делаешь — это действительно оружие.

Тоня, Петрозаводск. Какой ваш любимый вид спорта?

А.М. Борьба. К сожалению, лет в 15, на соревнованиях получилось так, что меня «воткнули». Есть такой бросок через голову. Я воткнулся головой в ковёр и зрение у меня в течение двух месяцев упало до минус семи. С тех пор я умный и в очках. Но года два назад сумел на мостик встать, когда парни в классе у жены стали подначивать. Потом правда долго за поясницу держался.

Какую музыку вы слушаете?

А.М. Всякую. Мне нравится классика, инструментальная музыка, рок. Мои родители, когда мне было 7 лет, решили, что из меня можно сделать баяниста. Я 4 года ходил в музыкальную школу. Когда мне было лет 10, мне удалось им объяснить, что баян — не моё. И они согласились. И с 3 этажа весь этот баян полетел моментально. Правда, не моё. Но вот теперь жалею, потому что и петь люблю и музыку люблю.

Morozov5

Вилора, Пряжинский район. Смотрите ли вы футбол?

А.М. Нет. В этом смысле я напоминаю Аркадия Райкина. Его замечательная юмореска про «22 бугая полтора часа один мяч перекатывают, пусть лучше они канаву копают». Я не люблю футбол. И вообще не люблю командные игры. Может быть, потому, что когда я учился в 27-й школе, наш учитель физкультуры их очень любил. И поэтому любой урок физкультуры у нас превращался в футбол, баскетбол и т.д. Как я уже говорил, из спорта я люблю борьбу и могу смотреть её часами. А командные виды я не понимаю.

Марина, Медвежьегорский район. Во сколько начинается ваш рабочий день и сколько он длится?

А.М. Я прихожу на работу где-то в половине восьмого. Эти первые полтора часа, пока ещё никто не пришёл и телефоны не начали звонить — это моё время, когда можно подумать, заняться делами, что-то наметить. Но тем, что считаешь нужным и важным, чаще всего занимаешься в выходные. Потому что рабочий день — это текучка, это какие-то экстренные вещи, которые надо решать. Ну и бумажный поток, мы — бюрократическая организация...Каждое решение сопровождается определёнными документами: приказами, распоряжениями и т.д. Это тоже занимает уйму времени. Бумаги надо не только подписывать, но стараться процентов восемьдесят до этого прочитать.

Наташа, Беломорск. Были такие моменты, когда вы не справлялись со своей работой?

А.М. Были. Особенно «псих» наступает, когда что-то не получается не по твоей вине. Когда ты сам уже выложился, команда работает, а в это время появляется какое-то препятствие извне! И ты понимаешь, что эту гору не обойти. Хотя всё равно стараемся преодолевать, доказывать, объяснять. Где-то клянчить, просить и так далее...Последняя ситуация — с Ледмозерской школой. 4 года школа находится в аварийном состоянии. Для того, чтобы построить школу, нужно полмиллиарда рублей. Есть такой порядок, федеральный бюджет даёт деньги, но требует софинансирования. Бюджет у республики очень напряжённый. И вот доказать, что нам это надо было очень трудно. Но, вроде как, скоро всё решится. И мы в этом году построим школу.

Ирина, Кондопога. В каком жанре вы смотрите кино?

А.М. Я не люблю боевики. Я не люблю мелодрам. Люблю, когда в фильме хороша игра актёров и приличный сюжет. Люблю смотреть старые фильмы. Это ностальгия.

Есения, Кондопога. У вас есть какие-то домашние животные?

А.М. У нас был кот. Он прожил 22 года. И после того, как он умер, мы не рискуем заводить животных. К тому же, семья учительская. Летом лагерь, осенью сборы, зимой лагерь, весной сборы. На это время животное надо с кем-то оставлять. А это непросто.

Вы когда-нибудь думали, что станете министром образования?

А.М. Никогда! Министр образования — это не профессия. Это функция. Профессия у меня есть. Я достаточно приличный учитель. Так случилось в начале 2000-х. Нужно было в семье решать. Два учителя семью с двумя детьми и бабушкой уже не тянула. Жена мне сразу сказала, что она не уйдёт. Я ушёл в управление. Но при этом всегда думал: я приличный учитель, если что-то пойдёт не так, я без работы не останусь. Эта уверенность помогла иметь независимую позицию.
За свою жизнь я прошёл снизу вверх всё: я был вожатым, руководителем кружка во Дворце творчества, я работал в учреждениях профессионального образования, учителем в школе, заместителем директора. Так что прошёл все уровни системы образования. А когда ты разбираешься в том, чем руководишь — это нормально.

Какие у вас любимые актёры?

А.М. Вот честно. Кого я не запоминаю, так это актёров.

Morozov4

Матвей, село Вешкелица. А какая численность штата в Министерстве образования?

А.М. В Министерстве образования работает 41 государственный служащий, которые занимаются системой образования Республики Карелия. Начиная от секретаря и заканчивая заместителем министра. И ещё 10 человек выполняют федеральные функции: надзор, контроль, лицензирование, государственная аккредитация, контроль качества образования и государственная итоговая аттестация. На самом деле, Министерство образования выполняет 86 федеральных полномочий. Это много на тот штат, что у нас есть. Нас спасает, наверное, только то, что случайных людей в Министерстве нет. Практически все специалисты начинали снизу, начинали с педагогики. В Министерстве практически нет взаимозаменяемости. Скажем, дошкольным образованием занимается всего один специалист. И она занимается содержанием, стандартами, оплатой и даже строительством детских садов. Мы за три года выполнили программу по строительству детских садов. Тот показатель, который был предусмотрен указами Президента — 100% обеспеченность местами в детских садах на всей территории Республики детей с 3 до 7 лет, мы выполнили.
Мы построили и отремонтировали приличное количество детских садов. При этом у нас в Министерстве в штате нет ни одного человека, который бы в стройке что-то понимал.

Вячеслав, село Вешкелица. Любите вы охоту?

А.М. Нет. И рыбалку тоже не люблю. Друзья вытащили меня два года назад в Медвежьегорский район на рыбалку, там я впервые увидел настоящих окуней...Но от чего я получил настоящее удовольствие в этой поездке — это то, что там не было электричества, мобильной связи и интернета. Две недели тишины.

Как давно вы носите бороду и почему решили её отрастить?

А.М. Я ношу бороду с того момента, когда я на третьем курсе истфака первый раз пришёл в школьный класс. Смотрели фильм «Большая перемена»? Помните, там молодой учитель, которому завуч сказал «а ты мальчик сядь», возмущался в учительской «но я же был в галстуке»! Вот тогда и появилась борода, чтобы хоть чуть-чуть от детей отличаться. С тех пор и осталась. На самом деле, ещё и удобно: утром можно на 15 минут позже встать, бриться не надо.

Семён, Муезерский район. Любите ли вы свою работу?

А.М. Да. Я расскажу о том, когда я понял что такое ответственность чиновника. Все слышали фразу: казнить нельзя помиловать. Вопрос: где поставить запятую? 2006 год, у нас в очередной раз изменялись стандарты общего образования, в том числе, учебный план. Появилось профильное обучение. Была достаточно сильная борьба с городом Петрозаводском, с управлением образования. Было такое понятие — «универсальный профиль». Некоторые директора петрозаводских школ говорили, что при универсальном профиле они сами определяют набор предметов. Мы сделали учебный план. Завтра его надо утверждать на коллегии. В три часа ночи читаю текст. И вдруг натыкаюсь на заголовок таблички «Примерный учебный план универсального профиля». И я понимаю, что «примерный» значит «необязательный». И меняю одно слово. Вместо «примерный» появляется «базисный» учебный план. В 11 утра коллегия. Тогдашний начальник Управления образования голосует, утверждает, а через час звонит мне: ты нас всех обманул! Да, говорю. Не примерный, а базисный — обязательный для всех образовательных учреждений на территории Республики Карелия. Одно слово, казалось бы...
А когда я работал в школе, не раз «эти чиновники замучили со своими бумажками. Да никогда заниматься бумагами не буду»...Но сейчас знаю: чтобы процесс пошёл, нужен грамотно составленный документ.

Вилора, Пряжинский район. В каком году иностранный язык в ЕГЭ может стать обязательным?

А.М. В 2020-м. Но вас это не коснётся. Сначала нужно, чтобы все классы начали учиться по новому стандарту. Только тогда появится обязательный ЕГЭ по иностранному языку. Что с моей точки зрения правильно, потому что тройка в аттестате по английскому очень мне мешает до сих пор.

Вы готовились к сегодняшней встрече?

А.М. Нет. А как вы себе это представляете? Вчера я был в Костомукше на праздновании дня Карелии, два часа назад вернулся в Петрозаводск и пришёл сюда.

Валерия, Прионежский район. Какое у вас любимое блюдо?

А.М. У меня много любимых блюд. 9 лет я ездил в школьный лагерь «Содружество». Поваром...У меня были колпак, куртка с чёрными пуговицами, как у шеф-повара и коронная фраза «покиньте все пищеблок»! Так что, я много чего могу сварить, но дома не готовлю. Так как привык готовить на компанию, начиная от 55 человек. А любимое блюдо...Наверное, блины. Кстати, дарю рецепт «болтушки» к блинам. Рецепт из Воронежской области, у меня родители оттуда. Нужно разогреть сливочное масло, взбить десяток яиц, добавить немного соли и смешать. Но только чтобы в яичницу не превратилось. Очень вкусно с блинами!

— Есения, Кондопога. Вот есть классы, которые учатся по ФГОС-ам, новым стандартам. А есть обычные. В чём разница? Экзамены у таких классов различаются?

А.М. Когда вводятся новые стандарты, аттестацию по ним можно проводить тогда, когда школьники с 1 по 9 класс учились по этим стандартам. Новые стандарты более практикоориентированы, к ним есть вопросы. Но они пытаются увязать все курсы, все предметы в единое целое. И самое главное, чтобы ученик научился учиться! То, что называется «метапредметные связи». Если человека не научили читать, искать информацию, то чем ближе к 11 классу, тем больше у него проблем. Но есть и один минус в новом стандарте. Когда его затевали в 2008 году, было желание сделать так называемое «фундаментальное ядро» — взять, сейчас скажу слово страшное, «укрупнённые дидактические единицы» (помните, в средние века у ремесленников при цеховой организации у каждого цеха был свой секретный «петушиный язык», который не понимали остальные. В любой профессии есть такой язык, в нашей тоже), увязать их между собой, выкинуть лишнее. Когда «Войну и мир» изучают в 10 классе, а Отечественную войну двенадцатого года в восьмом — это, извините, дурдом. Как такое может быть?

Арина, Кондопога. Стоит ли ожидать устной части в ЕГЭ-2017?

А.М. Честно скажу, 15 лет занимаюсь ЕГЭ и хочу сказать людям извне: отстаньте вы от ЕГЭ! Какой смысл в устном экзамене, если контрольно-измерительные материалы готовят, я вас уверяю, очень профессиональные методологи. Любимая фраза многих сторонников устного экзамена — «нам нужно смотреть в глаза выпускнику»...Нам не нужно смотреть в глаза выпускнику, нам нужно найти инструменты, которые показывали бы насколько он овладел тем или иным предметом. Я также не согласен с категорическим утверждением «школа теперь не учит, школа натаскивает на ЕГЭ». Обычно я в ответ задаю вопрос замечательного сатирика Жванецкого: а вам с шашечками или ехать?
Вот то же самое и с экзаменами. Вам «с шашечками», вам нужно чтобы учитель морщил лоб и говорил, что он занимается творчеством, сеет «разумное, доброе, вечное» или «ехать» — чтобы ученик на выходе имел определённый набор знаний и мог ими пользоваться? Если первое, то можно тогда вообще все экзамены исключить. Если второе, то с моей точки зрения, если человек умеет читать, писать и считать, то каким образом этого удаётся достигнуть (конечно, без телесных наказаний) — в общем-то, дело десятое.
В Москве есть Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Там учатся в основном иностранцы. Видели в КВН команду РУДН, наверное? Туда поступают люди, которые русского языка не знают в принципе. Первый год, на подготовительном факультете, их ничему другому не учат, кроме как русскому языку. Учат так хорошо, что через год они начинают получать высшее образование (причём, не только гуманитарное, но и техническое) на русском языке. Мы 11 лет вас учим русскому языку. И в среднем, по Российской Федерации, ЕГЭ это показал, учим на троечку. Так может взять те методики, которые применяет РУДН, перенести их в школу и учить уже на «отлично»? Но есть у нас и специфика. В своё время один из преподавателей нашего иняза говорил «менталитет страны — в правилах его языка». Скажем, в английском языке есть правило. Да, там есть несколько исключений. Вы все видели таблицу неправильных глаголов. Русский язык: вооот такое правило, воооот столько исключений...Так что все предметы, в том числе русский язык, нужно приводить в норму.
У нам все предметы, в том числе, моя любимая история, перегружены информацией. Учебник российской истории с древнейших времён до конца 18 века стал толще, чем учебник тех лет, когда я учился в школе. В современных учебниках есть параграфы, которые школьник не может понять. Нам надо облегчать курсы.
В алгебре 11 класса есть тема, которая нужна одному выпускнику на сто тысяч!
У меня есть показательный пример: 42 школа, урок физики, урок по теории вероятности. 6 групп в классе работают, всё как положено...5 минут до конца урока: Иванов, открой параграф, прочитай последний абзац. Иванов читает вслух следующее: теория вероятности настолько сложна, что понять её практически невозможно! И вот, скажите мне пожалуйста, зачем мы её преподаём?
По сравнению с советскими временами, когда учебники отрабатывались лет по десять-двадцать и было две категории учебников: рекомендованные и допущенные, то сейчас, конечно, включенные в федеральный перечень учебники настолько «сырые», что просто жуть.
Никто в начальной школе не учился в системе развивающего обучения?
Там есть такая идея «замечательная» — ребёнка надо учить на высоком уровне теоретической сложности. При этом мы все понимаем, что левое полушарие, отвечающее за абстрактное мышление, в семилетнем возрасте не работает. И для того, чтобы его «разбудить», надо нагнать теории. Поэтому ребёнок, приходит в первый класс и первое, что ему вдалбливают в голову — это слово «фонема». Вы знаете, что такое «фонема»? Вот и я, честно говоря, не знаю. Я понимаю, конечно, что это минимальная единица речи. Этот термин нужен учёным, лингвистам и студентам филологического факультета. Но посколько детей учат «на высоком теоретическом уровне», они не учат русский язык, а их полгода дрессируют на слово «фонема».

За что министр образования и за что Александр Морозов могут вызвать на дуэль?

А.М. Я не люблю непрофессионалов. Во всех областях. Если газеты читаете, у нас есть достаточно много споров, скажем, с депутатами Законодательного собрания, по поводу образования. Вот там некоторых я готов вызвать на дуэль...
Если говорить об образовании, я перестаю обращать внимание на учителей и директоров, которые во взрослые разборки вмешивают детей. Я считаю, что это не только непрофессионально, но подло.

Самое любимое место в Карелии?

А.М. Петрозаводск! Я родился в Вешкелице, на пути к станции «Застава». Через год семья переехала в Петрозаводск. За исключением двух лет в армии, когда я служил на Земле Франца-Иосифа, я всю жизнь прожил в Петрозаводске. Мне до жути нравится наш город.

С кем из исторических деятелей вы бы хотели встретиться, имея машину времени?

Morozov6

А.М. Поскольку я любитель фантастики, то я предпочёл бы не встречаться и вообще не пользоваться этой машиной. Если мы вспомним Шекли, то придавив бабочку в прошлом, рискуешь полностью изменить свою судьбу, судьбу страны и Земли в целом.
Как историк хочу сказать. Когда станете взрослыми, упаси вас Бог от одного — оценивать то, что случилось давно и далеко, с точки зрения современности. При анализе исторических событий надо учитывать не наши представления, нравственные законы, а надо учитывать то, как жили участники этих событий. Далеко ходить не надо. Римская империя, рабство. Вот сволочи эти римские императоры, да? Начало 20 века, три революции в России, Гражданская война, политические репрессии. Сейчас очень легко говорить о том, что «Сталин перебил сотни миллионов»...Но если посмотреть цепь исторических событий, то человека, как ценность, в истории мира начали воспринимать, может быть, к концу 40-х годов 20 века. Никогда один человек, начиная с египетских времён и заканчивая Второй мировой войной, он не был самоценностью. Ни для кого. В том числе, для государства. И поэтому Беломорканал строили заключённые. И поэтому первые концлагеря появились у буров, в будущей Южно-Африканской республике. Не ценилась жизнь человека. Осознание уникальности личности пришло недавно, не прошло ещё и семидесяти лет.
Возвращаясь к вопросу о дуэлях. Человек всё-таки не должен быть экстремистом в самых, что называется, благих намерениях. Терпеть не могу Гринпис! Но то, что в Финляндии три дня назад сожгли 20 автобусов, которые брали заказы у фирмы, которая производит меховые шапки...Можно быть противником мехов, живя на Средиземноморском побережье. Вот я служил на Земле Франца-Иосифа. Это 72 параллель. До Северного полюса два часа на вертолёте. Хоть убейте меня, но в синтепоне при -56С не выжить! Хочешь не хочешь, нужны меховые вещи.

Для вас стакан наполовину полный или наполовину пустой?

А.М. Я процитирую Главу Республики Карелия. В мае месяце он очень здорово привёл стихотворение Омара Хайама.

В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь.
Другой — листвы зелёной вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.

В том числе и потому, что я управленец, я придерживаюсь мысли, что стакан наполовину полон.

Какие три книги вы взяли бы на необитаемый остров?

А.М. Ну нет. Сейчас есть очень хорошие гаджеты.

Вы помните тему вашего выпускного сочинения?

А.М. Да. Будущее моего города. Это был 1978 год. Посколько я фантастику любил уже тогда, то сейчас живу и думаю: где у нас монорельсы, где у нас стоэтажные дома? Было бы интересно перечитать сейчас это сочинение.

Вы сказали, что любите фантастику. Вы читали Гарри Поттера?

А.М. Ну это не фантастика. Я читал Гарри Поттера, хорошая книжка. Добрая. Скажу, что после второй книги пошла уже чистая коммерция. Но жанр «попаданцы» мне очень нравится. Поэтому и Гарри Поттера я прочёл с удовольствием.

В школе есть медали золотая и серебряная. Почему нет бронзовой?

А.М. У меня вообще есть сомнения насчёт того, что медали надо оставлять. Мне кажется они «выработали свой ресурс». В 1947 году на весь большой Советский союз было выдано всего 100 тысяч медалей. Сейчас мы их «штампуем» миллионами. Мне кажется, гораздо лучше иметь от 80 до 100 баллов на ЕГЭ, чем золотую или серебряную медаль. Это практичней.

В этом году, в 9 классе мы сдавали два обязательных предмета и два по выбору. А что будет в 2018-м?

А.М. Это связано с тем, что в соответствии с Законом об образовании, выпускники 9 класса зачисляются в учреждения полного общего образования на программы профильного или углублённого изучения по результатам сдачи экзаменов за 9 класс по этим предметам.
Это сделано для того, чтобы, в том числе, исключить тот коллапс, который случился с приёмом в этом году в первые классы. Когда не таланты и реальные достижения детей, а «хотелки» родителей становятся во главу углу. Часто слышишь: а мы записали ребёнка в лицей, он будет математиком. А нужна ли ребёнку эта математика?
Слышали, наверное, про некий скандал в Специализированной школе искусств?
Но дело в том, что от 50 до 60% выпускников Школы искусств после 9 и после 11 классов не выбирают профессиональное обучение в области искусств. Идут куда угодно, включая Академию МЧС. И мы понимаем, что когда родители их «запихали» в первый класс, это ещё не таланты ребёнка. Это потенциальные желания родителей. Про свой баян, который безвременно почил, я рассказывал.

Что вы думаете о реорганизации учебных заведений? Например, когда малочисленную школу, в которой учится человек 10, объединяют с другой школой?

А.М. У нас есть населённые пункты в Республики Карелия, например, Нюхча, Пушной, Валаам, где мы будем учить детей, несмотря ни на что. Там просто нет транспортного сообщения. Но учить детей в малокомплектном классе или школе, имея через 300 метров, как в Пудоже, полнокомплектное учреждение или через 20 километров, как в Великой Губе, смысла нет, согласитесь. 10-11 классы в условиях малокомплектной школы вообще необучаемы. Мы делаем вид, что учим, вы делаете вид, что учитесь. Если в 9 классе всего один ребёнок, его всё равно должны учить 12 учителей-профессионалов! Их там нет и не будет.
В 2002 году у нас ЕГЭ сдавало 7800 одиннадцатиклассников. В этом году ЕГЭ сдают 34200 выпускников. Вот и считайте, нужно ли держать малокомплектные школы? Считается плохим тоном говорить о том, что всё стоит денег. Вот в Ламбасручье есть школа на 200 детей. В ней учатся 26 человек. Зачем мы топим воздух? Лучше бы на эти деньги мы сделали дорогу до Великой Губы. И купили школьный автобус.

Соня, Петрозаводск. Даёт ли преимущество отличный аттестат при поступлении в учебное заведение?

А.М. Нет. Если вы поступаете в ВУЗ и у вас по русскому и по математике, профильному предмету — по 100 баллов, а рядом есть ещё один абитуриент с такими же результатами, то ВУЗ, конечно, будет смотреть аттестат, портфолио и т.д.

Актуальна ли сегодня тема «отцы и дети»?

А.М. Она всегда актуальна! Вспомните слова классика: с печалью я гляжу на ваше поколенье...То же самое и сейчас. Каждое поколение, вырастая, думает: мы-то были ангелы, а сейчас просто жуть что творится. Потом приходит другое поколение и ангелами становятся другие. Это нормальный процесс. Но всё-таки хочется, чтобы все поколения обходились без экстремизма.
Есть такой анекдот: мальчик в 12 лет думает — мама во всём права. Мальчик в 15 лет — по-моему, мама не во всём права. Мальчик в 17 лет — мама вообще ничего не знает. Мужчина в 35 лет — по-моему, мама была права.

Что вы считаете главным брендом Карелии?

А.М. Безусловно, сама Карелия. Это уникальный регион. Самое главное здесь — это люди. Вот вчера на празднике (День Карелии. Прим. ред.) командир нашей подшефной подводной лодки «Карелия» сказал мне: очень интересные здесь люди. У всех народностей свой менталитет. У карелов ливвиков и людиков — один. Вепсы — это свой «космос». Поморы — это отдельные люди. И вот то, что мы здесь живём и уживаемся много сотен лет — это уникальное явление. Но я с трудом представляю себе, честно говоря, брендом Карелии: чистый воздух, реки и озера и т.д. Чтобы Республика развивалась, должна быть серьёзная промышленность.
Надо отдать должное тому, что сделано нынешним Главой Республики (это я говорю не потому, что я министр, а он меня назначил. Я историк и могу анализировать). Ему удалось запустить процесс. Карелия стала интересна инвесторам, здесь стало развиваться производство. И это хорошо. При всех экологических и других проблемах.
Пример. У нас есть Пудожгорское месторождение редкоземельных металлов, практически единственное в Европе. Я помню, как оно было открыто в 1986 году. И тогда со стороны экологической общественности был такой накал: не дадим загадить Заонежье. И что мы имеем сейчас в Заонежье? Ламбасручей, где в школе на 200 детей учатся 26 человек.
Я был в Норвегии в прошлом году. Им же месторождение в Тромсе, где добываются эти же редкоземельные металлы, не мешает треску ловить в фьордах. Везде должна быть золотая середина.
Если вы слышали, последние пять лет в Европе начинают закрывать атомные электростанции. Вчера с удивлением узнал об исследованиях французских экологов. Что вдруг у них изменилось. Теперь для них самая экологичная энергия — это энергия АЭС. Газ стал дорог. А Владимир Владимирович Путин совершенно правильно язвил пять лет назад на встрече с промышленниками Германии: «а чем топить-то будете? Угля у вас нет, от газа вы отказываетесь, дровами что ли? Так это всё равно к нам в Сибирь ехать придётся». Ещё раз скажу: экстремизма быть не должно.

Morozov children

Александр Николаевич, спасибо большое за разговор. Ну а теперь, Александр Николаевич, традиционное фото на память!

Morozov3

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен